07.02.2012
Так получилось, что первый сертификат я получил уже почти 4 года назад – 6 апреля 2008, а последний совсем недавно – 3 февраля 2012 (т.е. сегодня утром). Всего за 4 года опыта сертифицированной работы (а несертифицированной и того больше) и почти 3 года партнёрства я получил более 30 сертификатов по самым разным курсам (по некоторым получал несколько раз с интервалами в несколько). Кроме того за это время я успел поработать на 3 основных фронтах: на стороне клиента, на стороне наёмного разработчика и на стороне партнёра.
Я предлагаю взглянуть на систему сертификации 1С-Битрикс с высоты этого небольшого, но достаточно ценного опыта.
Состояние дел сегодня
В статье, посвящённой истории сертификации специалистов 1С-Битрикс за последние 4 года я постарался описать, как мы шли к нынешнему состоянию дел и какие важные моменты мы по пути преодолели. Но что же мы имеем сейчас?
- Сертификация специалистов возможна только в рамках PHP направления (Управление Сайтом и Корпоративный Портал).
- Сертификация по большей части курсов происходит по принципу специализаций («Контент-менеджер», «Администратор», «Разработчик» и тп).
- Обязательная последовательная сдача курсов (нельзя приступить к курсу «Администратор.Базовый», не получив сертификата «Контент-менеджера», а в рамках одного курса нужно сдавать несколько тестов последовательно один за другим).
- Количество попыток ограничено (как правило, оно не велико), но может быть добавлено по запросу.
- Тесты не имеют временного лимита (кроме вводного курса).
- По мере прохождения отмечается процент правильных ответов, что при должном внимании позволяет понимать в каких вопросах допущены ошибки.
Теоретически это должно было облегчить жизнь как самих специалистов, так и всех, кто с ними работает: заказчиков и партнёров.
К сожалению, в действительности система пока работает далеко не так гладко, как хотелось бы и наиболее ярко это можно наблюдать на примере курса для контент-менеджеров.
- При прохождении этого курса многие опытные разработчики, администраторы и партнёры испытывают затруднения в связи с тем, что воспринимают задачу с несвойственной им роли. Те инструменты, что доступны и привычным администратору являются часто излишними (и даже опасными) для контент-менеджера, а потому их использование не только не освящено, но и является ошибочным при прохождении теста. Это вызывает массу ошибок и возмущения.
- Тест достаточно сложен, а курс объёмен, так что ни технические специалисты, ни менеджеры на стороне заказчика просто не хотят изучать его и учиться работать с системой. В партнёрской сети неоднократно высказывались здравые мысли об обязательности хотя бы минимального обучения заказчика эксплуатации продукта, однако в нашей практике этому практически не уделялось времени и сил со стороны самого заказчика. Большинство из них лишь на словах согласны, что любой системой надо учиться пользоваться, а когда дело до того чтобы читать длинные (и далеко не самый весёлый) текст курса, то весь энтузиазм пропадает и начинаются разговоры о том, что система слишком сложная, чтобы с ней работали простые люди…
- Расплодившиеся в определённый момент сервисы шпаргалок и помощи в прохождении несколько дискредитировали систему сертификации (периодически встречаются чересчур информированные работодатели\клиенты\партнёры\специалисты, вспоминающие, что «а вот на каком-то форуме были все эти ответы», чья позиция сводится к классическому «не пробовал, но осуждаю»).
В связи с большим количеством сертификатов «старого образца» и множества разных курсов работодатель\клиент перестал ориентироваться в том, что же представляет из себя сертифицированный специалист. Если в начале эпохи сертификации любая такая бумажка вызывала уважение, а «полный бант» позволял говорить с вами как с равным, то сейчас набор компетенций и специальностей угнетает и абсолютно не даёт понимания квалификации исполнителя непрофессионалу.
В свою очередь технические специалисты и партнёры, столкнувшиеся с необходимостью сертификации начали понимать одну из важнейших прописных истин – сертификация это не показатель «крутости» специалиста, это показатель того как давно специалист варится в среде 1С-Битрикс, как пристально он следит за обновлением документации и учебных материалов, насколько у него хватает терпения и свободного времени для прохождения всех этих тестов и на борьбу с формулировками.
Получается, что несмотря ни на что сертификация технического специалиста в настоящий момент времени стала сложнее, однако она стала понятнее для тех, кому в первую очередь и предназначена!
Очень хорошо, что уже сейчас наметилось разделение специализаций и нам обещают новые курсы, которые возможно появятся и смогут характеризовать специалиста. Возможно со временем мы увидим пирамиду, аналогичную пирамидам сертификации Microsoft, когда уровень специалиста определяется набором его компетенций и выражается короткой формулой.
Можно лишь ожидать, что наметившаяся в последнее время тенденция получит продолжение, а следующим (качественным) уровнем на который выйдет сертификация станет приближение к демонстрации уровня специалиста, а не его умению проходить тесты.