История Сертификации 1С-Битрикс


03.02.2012

Для 2008 года идея с сертификацией была ещё относительно новой, многие ею пренебрегали, было много багов, но и интересных моментов было немало.

Во-первых, сертификация тогда происходила по областям знания продукта: Обучающий курс в качестве введения, курс по визуальному редактору, по компонентам, по конфигурированию, многосайтовости, интеграции и многому другому.

Во-вторых, количество попыток было неограниченным, а сдавать можно было любой тест в любой момент времени.

В-третьих, не было подсказок на какие вопросы получен правильный ответ.

В-четвёртых, 1 тест соответствовал 1 сертификату.

В-пятых, была очень интересная линейка тестов по редакциям продукта. Естественно зная ответы на вопросы для старшей редакции можно было пройти тесты и для младших, потому что они просто не содержали вопросов об отсутствующем функционале.

В-шестых, в журнале прохождения тестов фиксировалась только попытка, принесшая максимум баллов.

И наконец, большинство тестов не имело ограничения на число попыток.

Я до сих пор храню пачку сертификатов, которые мне выслали из партнёрского отдела (по запросу) за великолепной вощёной фотобумаге, среди которых были такие интересные экземпляры, как «Старт», «Эксперт» и «Большой Бизнес». Не знаю, честно говоря, практикуется ли сейчас такое, но в 2008 это было вполне реальным, за что коллегам из партнёрского отдела огромное спасибо!

С тех пор изменения затронули очень многие аспекты, но одно осталось неизменным – сертификация остаётся бесплатной и проходит онлайн. На мой взгляд это один из самых важных моментов.

Уже в 2008 было довольно много различных нечестных способов пройти сертификацию. Всевозможные шпаргалки, сайты с ответами, боты для перебора ответов и даже откровенный подкуп технических специалистов с целью прохождения теста «за кого-то». Учитывая серьёзную сложность, которую всегда представляла сертификация даже для высококлассных специалистов (порой из-за абстрактности ответов или требований к формулировке) это создавало напряжение и недовольство внутри сообщества. Тем не менее, мало кто из заказчиков знал о подобных проблемах, и предъявление на собеседовании сертификата производило достаточно хорошее впечатление (хотя конечно никогда не давало гарантии получения места).

Некоторые тесты можно было пройти методом перебора вариантов ответа, даже не вчитываясь в вопросы. Методик переборов и сортировок знает немало наверняка любой программист, так что я не стану на этом заострять своё внимание (да и признаюсь честно, никогда не увлекался подобным способом прохождения – я конечно терпелив, но не настолько, а с методами у меня слабовато – инженер-физик по образованию).

С ходом времени тесты модифицировались, приводились в соответствие с актуальными редакциями продукта (не сразу и не полностью), исправлялись ошибки.

Шпаргалки устаревали всё стремительнее…

Даже выпуск кардинально переработанного курса 1С-Битрикс «Администрирование системы» в трёх частях не изменил ситуации. Ситуация переломилась спустя какое-то время с выходом курса «Контент-Менеджер».

На мой взгляд – это важнейший момент в истории сертификации специалистов 1С-Битрикс, поскольку с этого курса для получения сертификата надо было пройти не 1 большой, а несколько маленьких последовательных тестов, причём на каждый из них давалось ограниченное и весьма небольшое число попыток.

Это сделало довольно проблематичным прохождение тестов с помощью методик простых переборов и затруднило вход действительно неквалифицированных, но старательных «школьников», которых к тому времени уже довелось не единожды повстречать и мне. К сожалению, это так же негативно сказалось и на успехе сдачи сертификации айтишниками.

Во-первых, надо было зубрить.

Во-вторых, надо было быть очень внимательным, потому, что число попыток сократилось значительно (некоторые тесты надо было сдать с 5 раз, так что простой перебор тут плохо работал), а в случае неудачи писать в партнёрский отдел с просьбой дать дополнительные попытки (да ещё объяснять то, как в логах были отмечены неудачные, подчас очень быстрые и мало эффективные), или регистрировать новый аккаунт и начинать с начала цепочки.

Я отложил сертификацию по курсу на значительный срок и прошёл-таки лишь с появлением следующего «Администратор.Базовый».

Конечно, шпаргалки спустя какое-то время наверняка появились… Вот только к этому моменту они начали показывать свою разрушительную силу!.. Вопросы для старых курсов часто имели в себе ошибки, однако в новые они переходили уже исправленными, дополненные новыми вопросами и перемешанными. В итоге любитель лёгкой наживы вполне мог не найти правильный ответ среди ошибочных…

Да и система обязательного прохождения предыдущих курсов для начала сдачи следующих затрудняла этот процесс – Администраторский курс был устроен аналогично, но доступ к нему появлялся лишь после сдачи всего курса Контент-Менеджера…

Новая архитектура сертификационной системы 1С-Битрикс предполагала, что каждый сертификат подтверждает не область знаний, а область умений и компетенции специалисты: Контент-менеджер, Web-Администратор, Системный Администратор (хостер), Web-разработчик…

К сожалению, так и не появилось сертификации для разработчиков под .NET направление 1С-Битрикс, однако это совпадает и с малой популярностью и малой известностью пока у нас этой платформы.

Я затрудняюсь сказать в чём причина, однако пиетет перед сертификатом у клиента к этому времени значительно угас. А вот интерес партнёров и специалистов наоборот возрос, ведь получение сертификата стало всё более и более сложной задачей.

С последними релизами учебных курсов появилась новая особенность – счётчик правильности прохождения теста (в процентном отношении). Инструмент не всегда правильно интерпретируется, но зато при грамотном использовании помогает не только пройти тест, но и научиться! Всё чаще в последнее время меня посещает мысль, что несмотря на усложнение процесса сертификации она из карательно-квалификационного инструмента стала превращаться в обучающий.

Может именно в этом причина повышения внимания к данному инструменту в IT среде и уменьшение магического влияния «бумажки» на клиента\работодателя?..

Эта статья – исключительно исторический опус о сертификации 1С-Битрикс, а потому в малой мере претендует на полезность. Однако она может быть полезной для тех, кому интересно понять как и почему мы пришли к тем реалиям, которые я намерен описать во второй, современной части. 


История Сертификации 1С-Битрикс

<br /> <br /> <br /> <br /> <br /> <br /> <br /> Для 2008 года идея с сертификацией была ещё относительно новой, многие ею пренебрегали, было много багов, но и интересных моментов было немало.

Возврат к списку

Яндекс.Метрика